КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
Авторизация
AA+
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
AA+
+7 (777) 777-77-77
Вход в аккаунт

 

Страхи у детей раннего возраста (0–3 года) при расстройствах аутистического спектра (РАС)

У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) страхи нередко проявляются по-особому. Они могут быть непонятными для взрослых, появляться внезапно, быть очень сильными и порой длительными.

Почему появляются страхи

1. Особенности восприятия.

   Ребёнок с РАС может слышать, видеть или ощущать мир иначе. Например, звук пылесоса или миксера кажется ему слишком громким, яркий свет-режущим, прикосновение одежды-неприятным. То, что для нас мелочь, для него-сильный сенсорный раздражитель.

   Поэтому у таких детей страхи часто связаны с звуками, светом, прикосновениями, запахами.

2. Трудности понимания и предсказуемости.

   Малыш с РАС может не понимать, откуда берутся вещи, куда исчезают люди, почему мама уходит. Всё новое вызывает тревогу, потому что он не может “предсказать”, что будет дальше.

   Поэтому очень важна стабильность и повторяемость в его жизни.

3. Непонимание собственных ощущений.

   Иногда ребёнок пугается не внешнего, а своего внутреннего состояния — сердцебиения, громкого дыхания, боли в животе. Он не может объяснить, что происходит, и реагирует паникой.

Как помочь ребёнку:

1. Стабильная обстановка.

   Старайтесь, чтобы день проходил по привычному режиму. Всё новое вводите постепенно-маленькими шагами, с объяснением и подготовкой.

2. Предупреждайте о событиях.

   Даже если ребёнок ещё не говорит, рассказывайте ему, что сейчас будет:

   «Сейчас включим пылесос. Он громко шумит, но мы рядом, всё хорошо».

3. Минимизируйте сенсорные перегрузки.

   Громкие звуки, мигающие огни, сильные запахи, резкие прикосновения-лучше избегать.

4. Создайте уголок безопасности.

   Пусть у малыша будет место, где он может укрыться-любимое одеяло, мягкая игрушка, знакомая подушка. Это помогает снизить уровень тревоги.

5. Не заставляйте “сталкиваться со страхом”.

   Дети с РАС не перерастают страх через “встреть лицом к лицу”. Им нужна постепенная адаптация, только при чувстве безопасности.

6. Сохраняйте своё спокойствие.

   Дети с РАС тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослого. Если вы тревожны-ребёнок улавливает это и пугается ещё сильнее.

Когда обращаться за помощью

Если ребёнок часто плачет без видимой причины, пугается бытовых звуков, у него появляются сильные истерики или он стал избегать определённых мест/людей-стоит обсудить это с детским психиатром или нейропсихологом.

Раннее вмешательство помогает подобрать способы поддержки, снизить уровень тревожности и облегчить адаптацию ребёнка.

Помните

Страх-это не признак “плохого поведения”, а сигнал о перегрузке или непонимании мира.

Самое важное, что может сделать взрослый-быть рядом, сохранять спокойствие и предсказуемость.

Когда ребёнок знает, что его не торопят, не осуждают и не пугают, его внутренний мир постепенно становится тише и безопаснее.

Подготовила: детский психиатр Удербаева Г.М.