Страхи у детей раннего возраста (0–3 года) при расстройствах аутистического спектра (РАС)
У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) страхи нередко проявляются по-особому. Они могут быть непонятными для взрослых, появляться внезапно, быть очень сильными и порой длительными.
Почему появляются страхи
1. Особенности восприятия.
Ребёнок с РАС может слышать, видеть или ощущать мир иначе. Например, звук пылесоса или миксера кажется ему слишком громким, яркий свет-режущим, прикосновение одежды-неприятным. То, что для нас мелочь, для него-сильный сенсорный раздражитель.
Поэтому у таких детей страхи часто связаны с звуками, светом, прикосновениями, запахами.
2. Трудности понимания и предсказуемости.
Малыш с РАС может не понимать, откуда берутся вещи, куда исчезают люди, почему мама уходит. Всё новое вызывает тревогу, потому что он не может “предсказать”, что будет дальше.
Поэтому очень важна стабильность и повторяемость в его жизни.
3. Непонимание собственных ощущений.
Иногда ребёнок пугается не внешнего, а своего внутреннего состояния — сердцебиения, громкого дыхания, боли в животе. Он не может объяснить, что происходит, и реагирует паникой.
Как помочь ребёнку:
1. Стабильная обстановка.
Старайтесь, чтобы день проходил по привычному режиму. Всё новое вводите постепенно-маленькими шагами, с объяснением и подготовкой.
2. Предупреждайте о событиях.
Даже если ребёнок ещё не говорит, рассказывайте ему, что сейчас будет:
«Сейчас включим пылесос. Он громко шумит, но мы рядом, всё хорошо».
3. Минимизируйте сенсорные перегрузки.
Громкие звуки, мигающие огни, сильные запахи, резкие прикосновения-лучше избегать.
4. Создайте уголок безопасности.
Пусть у малыша будет место, где он может укрыться-любимое одеяло, мягкая игрушка, знакомая подушка. Это помогает снизить уровень тревоги.
5. Не заставляйте “сталкиваться со страхом”.
Дети с РАС не перерастают страх через “встреть лицом к лицу”. Им нужна постепенная адаптация, только при чувстве безопасности.
6. Сохраняйте своё спокойствие.
Дети с РАС тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослого. Если вы тревожны-ребёнок улавливает это и пугается ещё сильнее.
Когда обращаться за помощью
Если ребёнок часто плачет без видимой причины, пугается бытовых звуков, у него появляются сильные истерики или он стал избегать определённых мест/людей-стоит обсудить это с детским психиатром или нейропсихологом.
Раннее вмешательство помогает подобрать способы поддержки, снизить уровень тревожности и облегчить адаптацию ребёнка.
Помните
Страх-это не признак “плохого поведения”, а сигнал о перегрузке или непонимании мира.
Самое важное, что может сделать взрослый-быть рядом, сохранять спокойствие и предсказуемость.
Когда ребёнок знает, что его не торопят, не осуждают и не пугают, его внутренний мир постепенно становится тише и безопаснее.
Подготовила: детский психиатр Удербаева Г.М.