КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе ru
Авторизация
AA+
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе ru
КГУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК), г. Актобе
AA+
+7 (777) 777-77-77

Notice: Undefined index: headerType in /var/www/vhosts/pmpk-aktobe.kz/httpdocs/templates/shkola_it/html/mod_btn/authMobileDropdown.php on line 20
Вход в аккаунт

РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА

Одним из основных условий, необходимых для сохранения зрения является достаточное освещение помещения, в котором занимается ребенок. Глаз лучше всего приспособлен к дневному освещению, поэтому в качестве искусственного освещения следует вводить наиболее близкое к нему - люминесцентное освещение. Эти лампы дают мягкий рассеянный свет и почти не создают теней и бликов на освещаемой поверхности.
Для предупреждения общего переутомления и перенапряжения зрительной системы необходима своевременная смена видов деятельности, изменение обстановки, перемена положения тела в ходе занятия.
Выделяются следующие симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок:
•    общая усталость;
•    головные боли;
•    снижение внимания;
•    падение работоспособности;
•    потеря функциональных характеристик;
•    возникновение и прогрессирование близорукости.
Подобные жалобы проявляются либо в процессе деятельности на основе активного и напряженного использования зрения, либо сразу после ее завершения
К важнейшим аспектам организации зрительной работы относится профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи.

Продолжительность занятий
- для детей 4-5 лет составляет не более 15 минут, 
- 5-6 лет - не более 25 минут, а для детей 6-7 лет - не более 30 минут. 

В середине занятия проводится физкультминутка. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.

В конце занятия используются разнообразные приемы профилактики и снятия зрительного утомления. 

Это могут быть простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.

Для достижения наибольшего эффекта в плане снятия напряжения с глаз, офтальмологи рекомендуют накрывать глаза ладонями (без надавливания), добиваясь максимального отдыха глаз в условиях темноты (пальминга). «Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых». 
Частое моргание предлагается использовать в процессе чтения, работы на компьютере. 

Этот прием считается простым, но эффективным для снятия напряжения. Важно выработать привычку моргать регулярно и часто (1-2 раза каждые 10 секунд), но без каких-либо усилий.

Другая группа приемов – это комплексы упражнений для глаз. Офтальмологи, рекомендующие упражнения для глаз, отмечают, что они пригодны как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения. 
В современной популярной офтальмо-гигиенической литературе приводятся разнообразные комплексы упражнений для детей и взрослых. 

Педагогу и родителям следует помнить, что любой комплекс упражнений эффективен, если ребенок его выполняет произвольно, в определённом ритме и темпе, систематически. 

Ритм и темп выполнения упражнения для глаз задается взрослым и зависит от содержания упражнения, от сохранности и развитости глазодвигательных функций, прослеживающей функции глаз, от этапа овладения упражнением или комплексом упражнений (этап первичного знакомства; этап разучивания; этап формирования двигательного навыка).

Профилактика зрительного утомления, поддержание работоспособности, успешность решения зрительных задач обеспечивается также соблюдением требований к оптико-физической характеристике наглядности в соответствии с возможностями и потребностями функционирования зрительной системы ребенка. Такая направленность профилактических мероприятий актуальна как для детей с нарушенным, так и для детей с нормальным зрением.

Подготовила: тифлопедагог Мохиборода А.В.